Беседы с психологом «Застенчивость»

 

Беседы с психологом  "Застенчивость"

Беседы с психологом "Застенчивость"

Застенчивость — это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых.

Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит).

Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она — наиболее распространенная причин проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии.

Вспомните, как, буквально с первых дней после рождения, Вы старались оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребенок растет и вот, когда он ведет себя «неправильно», Вы намеренно пугаете его (придет злой дядя и заберет, язык отсохнет, отдам в дет. дом и так далее), чтобы добиться нужного Вам поведения. Всеми способами культивируете (часто неосознанно) ощущение зависимости, беспомощности. Ребенок рано узнает, что он – «тупица», «урод», «неумеха», «совсем без рук», «все делает не так», «намного хуже других детей»… Вы, конечно, на задумывались о последствиях, желая добиться немедленного результата. Если у ребенка сильный характер (темперамент холерика или сангвиника), со временем он научится «бороться» с Вами, станет агрессивным, упрямым, вспыльчивым. Если же у малыша характер мягкий (темперамент меланхолика), он уйдет в глухую оборону, т.е. замкнется в себе. Вы принижали его самооценку и вот, нехотя, «добились своего», ребенок поверил, что он глупый, ничего не умеет, а главное, что он нелюбимый.

Часто родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок такой «обычный». Дети у таких родителей посещают сразу 3-4 секции, при этом учатся в гимназии, дома практически не бывают. Ребенок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа все равно чем-то недовольны. Чем это может закончится? Ребенок видит в своем окружении эмоциональную угрозу, замыкается и… делает превый шаг к одиночеству. Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска стать отвергнутым взрослыми и детьми.

Часто у застенчивых родителей – застенчивые дети.
Девочки обычно застенчивее мальчиков, а первенцы стеснительнее других детей в семье. К семи годам «нормальная» застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже. Однако так происходит, когда родители своими методами воспитания не «заставляют» ребенка быть застенчивым, иногда навязывая ему эту «роль», не закрепляют нормальную возрастную застенчивость в постоянную черту характера своим поведением.

Пример из жизни.
На площадке гуляют бабушка и внучка Катя 2,5 лет. У Кати с собой много игрушек. Они встречаются с другой девочкой (такого же возраста, как Катя), которая гуляет с мамой. Девочки хорошо знают друг друга, но Катя сначала прячется за бабушку. Мама девочки начинает говорить с Катюшей: «Какие у тебя красивые игрушки! Что это? Кукла? А как ее зовут?» Катя хочет ответить, но ее опережает бабушка, которая подробно отвечает на вопросы, адресованные внучке. Девочка стоит рядом, молча качая головой в знак согласия. После девочки хотят поменяться игрушками, бабушка отдает игрушки с молчаливого согласия Кати. Позже, когда девочки уже играют вместе, бабушка, как бы оправдываясь, довольно громко говорит: «Она у нас вся в папу, такая же заторможенная, да еще и говорит плохо».
Как Вы думаете, права ли бабушка?

Как помочь застенчивому ребенку?

  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).
  • Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими детьми .
  • Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных Вами.
  • Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.
  • Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), одеть носки и еще многое другое.
  • Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.
  • Помогите найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.
  • Помогите найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощряйте его игры со сверстниками.
  • Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.

Игры и упражнения, которые могут пригодиться

Рисунок «Какой я есть и каким бы я хотел быть»

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя На первом рисунке — таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.
В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между «реальным и «идеальным» Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.
В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная .
Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большое количество цветов, яркая одежда…
После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

«Разыгрывание ситуаций»

  • Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:
  • Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми…
  • Ты пошел в магазин…
  • Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать…
  • Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки…

Игра «Торт» (с 4-х лет)     Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — мука. Другой — сахар, третий — молоко и т.д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он «посыпает» тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко «разливается» руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько «размешивает» (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все «составляющие» тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек», описывая его. Торт очень красив!
Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот…

«Зеркало»     В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Ольга Анисимович,
педагог-психолог,
детский портал Солнышко.

Комментарии запрещены.