ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ

Чтобы тебя понимали, научись прощать.

Закон бумеранга.

Этот отряд самый старший, самый строптивый, самый амбициозный. Всегда нужно быть первым, и чтоб никто не сомневался, что мы «банда», даже при кривой игре – держать фасон! Одного мальчика из отряда уже отправили домой за нарушение Закона (курил, однако), и вдруг, каким-то необычным образом еще одного мальчика уличают в курении. Вожатый приносит его объяснительную и какие-то свидетельские показания детей. Ситуация крайне странная. Никогда дети «своих» не сдают и борются за них до конца, а тут…

Разговаривая с Ильёй (назовём его так) – понятно с первых минут, что дело не в курении, но он имеет просто каменный вид и ни о чём разговаривать не хочет, готов ехать домой. Хорошо, что сомнения наши развеялись достаточно быстро. Пришёл вожатый и прояснил ситуацию. В отряде пропал телефон (конечно, айфон 4S). Все стали его искать, т.к. исчезновение произошло в тот момент, когда посторонних в отряде не было, и по нервозному поведению Ильи кто-то догадался, что телефон взял именно он, и прижав к стенке, выбили у него признание. Далее сообщили об этом всему отряду и придумали как изгнать негодника из отряда (заставили признаться в том, что он курил).

Вопрос, который нам часто задают, в том числе и дети из этого отряда, почему у нас нет закона о запрете воровства. Ответ наш такой: курить, пить и покидать территорию лагеря – это выбор, который человек принимает единолично, и вряд ли можно «довести» ребенка до такого состояния. Воровство же – это, во-первых, трудно доказуемый факт, в 95% случаев (может и не украли, а просто потерял, а может и украл, но не тот, у кого нашли, а ему подкинули, когда «жаренным» запахло, и масса вариантов), во-вторых, воровство, как правило – это последствия особенного психо-эмоционального состояния, виной которому могут быть и те, кто рядом и те, кто дома, и никогда нельзя быть уверенным, что ты не навредил, отправив воришку домой, вполне может быть, что ты лишь помог кому-то другому убедиться в том, что «неправильные» схемы управления более слабыми – работают и приносят результаты.

Своей педагогической задачей мы видели снять агрессию детей, понять природу поступка Ильи, и дать ему силы пережить эту ситуацию достойно, чтобы все участники смогли вынести нужные уроки. Нежелательным результатом было для нас – победа агрессии (наслаждение местью, нежелание понимать и чувствовать людей в разных своих проявлениях), неготовность детей простить Илью, если он захочет извиниться. Критерием победы были бы руки, поднятые в конце мероприятия тех, кто хотел бы поддержать Илью.

Разговор с отрядом длился полтора часа. И начали разговор мы не с того, к чему все были готовы, а с того, что вчера кто-то из отряда обманул охранника, сказав, что получил личное разрешение генерального директора гулять ночью по территории лагеря.

— Ну, это же просто шалость, и причем здесь это? – парировали почти все хором взрослые пацаны.

— А давайте называть вещи своими именами – это был обман. Мы же с Вами собрались здесь для того, чтобы обсудить ситуацию обмана, вот и давайте ее обсуждать, — волна возмущения покатилась по рядам. – Скажите, в чем разница между обманом и воровством? Дети наперебой начали кричать и доказывать, что эти вещи нельзя сравнивать, что в одной ситуации никто не пострадал, а в другой есть пострадавшие, что они вообще не понимают, зачем их здесь собрали.

Стараясь держаться ровно, я задаю вопрос:

— Скажите, а кто из вас может гарантировать на 100%, что никогда в жизни ничего не украдёт?

Поднимается примерно половина рук.

— А кто из вас допускает мысль, что жизнь может поставить человека в ситуацию, когда воровство будет оправдано?

Поднимает руки вторая половина, пожалуй, чуть меньшая, поднимаю руку и я.

— Как вы считаете, будет справедливым, если мы сейчас на половине из нас поставим клеймо «вор»? Или всё-таки важно понимать, что стало причиной определённого поступка?

— Да что вы нам голову морочите, здесь точно не было никакой причины, что об этом говорить, человек украл, всё! Чего вы добиваетесь?

— А кто-нибудь из вас поинтересовался у Ильи, почему он это сделал?

— Да, чего его спрашивать? Что непонятно? Лёгкой наживы захотелось! Сволочь, чего о нём говорить! Хоть бы извинился!

— Хорошо, говорю я, вы не хотите знать причины, которые управляли Ильёй, но хотите чтобы он извинился. А зачем вам это?

— Как это?! Украл – не извинился, а мы его еще и понимать должны!

— И всё-таки, скажите, если пострадавшая только одна девочка, почему вы все хором сейчас требуете извинений? Какие чувства вы хотите испытать?

Вдруг раздался голос:

-Да унизить они его хотят!

— Зачем? – спрашиваю я.

— Кайф такой особый – унизить человека!

Я несколько раз с разных заходов пыталась вызвать желание детей ПРОСТИТЬ, ведь все самые серьёзные психологические проблемы, которые тащат за собой люди, иногда всю жизнь (а иногда и не одну) – это неумение и непонимание необходимости УМЕТЬ ПРОЩАТЬ. На какой-то момент я перестала владеть аудиторией, потому что каждый доказывал кому-то что-то своё, никто никого не хотел слушать, обвиняли меня в непонятных целях, задавали очень ядовитые вопросы (например, простила бы я убийцу своего ребёнка), и в какой-то момент я поняла, что за столь короткую встречу мне вряд ли удастся достучаться до всех.

Нужно выбрать хотя бы ту часть детей, которые готовы принимать новую информацию и открываться чувствам. И тут пришел спасительный голос одной девочки:

— Ах, как же тошно вас всех слушать! Какие же вы все правильные! Какие же вы все дружные! А вот я считаю, что поступок Ильи стал точным отражением отношения к нему остальных – да, он не «супермен», как все остальные, здесь присутствующие, но он никого не обижал, а вы все…» и она замолчала. В ответ опять кто-то стал издеваться и язвить.

— Хорошо, сказала я, сейчас я предлагаю покинуть этот зал тем, кто не готов поддержать Илью, и считает данное мероприятие совершенно ненужным.

Не сразу, после некоторых уточнений и пояснений, зал покинуло около 30% детей.

То, что произошло далее – было невероятным. В помещении изменилась аура – нас просто обволокла очень добрая энергия и, наверное, только сейчас дети поняли, что они сидят в креслах, а не на колючих стульях. Мы отметили это и продвинулись дальше. Я рассказала притчу о Будд. Будда путешествовал, и зашел в деревню, где люди кричали на него, пытались ударить, оскорбить, а Будда шел не обращая внимания на оскорбления и ничего не отвечал людям. В конце концов люди остановили его и спросили: «Ну как же так, почему ты не реагируешь на то, что мы говорим, ведь любой нормальный человек уже бы разразился бранью или дал бы сдачу?» Будда ответил так: « В предыдущей деревне были люди, которые благодарили меня. Они дарили мне цветы, фрукты, говорили добрые слова. Но, когда я странствую, я не ем и ничего не несу в руках, поэтому мне пришлось оставить им всё, что они хотели мне отдать. Как вы думаете, что они сделают с тем, что я не взял?» «Ну, наверное, они это возьмут себе обратно, или угостят знакомых, или отдадут детям…» «Бедные, вы бедные, — сказал Будда – что же вы сейчас понесете домой и отдадите близким?»

Ребята до этого рассказа уже были готовы делиться с Ильёй словами поддержки. И, конечно, Илья стал плакать, и никому не нужны были слова прощения от Ильи, потому что все хотели только одного, чтобы ему стало легче. Ведь и так понятно, что он взял из этой ситуации уже всё, что мог взять. А ведь он признался, что взял телефон, хотя мог и не признаться. Илья извинился. Мы разошлись в добром настроении, хотя Илья все-таки был настроен уехать.

Я не была удовлетворена проведённой встречей, но понимала, что большего сделать не смогла бы. Однако на этом история не закончилась, и случилось так, что через два дня уже другим ребятам пришлось перед Ильёй извиняться за очень серьёзный проступок. И тогда я подумала: «Жива мудрость самураев – говори, что думаешь, делай, что должен, и будь, что будет!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *