В конце XIX — начале XX в. в центральном районе Киева начали быстро появляться многоэтажные доходные дома, квартиры в которых сдавали в аренду. Мастер давно хотел жить в собственном доме, а не снимать квартиру. Однако ему как художнику было дорого содержать имение, и он прекрасно понимал, что дом должен если не давать прибыль, то хотя бы окупать себя. И в Городецкого появилась идея сооружения здания большого масштаба. Он хотел создать произведение искусства и надежно вложить капитал. Конечно, для популярного архитектора имение — лучшая визитная карточка. Так в 1901 г. он приобрел участок земли в городе.
Весной 1901 г. за столиком одного из киевских ресторанов встретились три знаменитых архитектора — Владислав Городецкий, Александр Кобелев и Владимир Леонтович. Городецкий поделился новостью, мол, недавно приобрел участок земли на крутом откосе на улице Банковой. «Зачем? — удивился Кобелев. — Там и построить ничего нельзя». «Как это нельзя?» — вспыхнул Городецкий и рассказал о своем замысле построить на участке большой дом. Кобелев приложил руку ко лбу Городецкого и сказал: «Вы сумасшедший, сударь. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея!» В результате между Городецким и Кобелевым было заключено пари, в свидетели взяли Леонтовича.
Свое детище В. Городецкий строил на дешевом (учитывая склоны) участке земли, который длительное время была незастроенным из-за сложности инженерных работ. К тому же, раньше на этом месте было озеро.
Дом проектировался как доходный, но состоящий из нескольких независимых друг от друга квартир. Особенности выбранного участка требовали создания здания композиционно оригинального, которое предусматривало размещение на всех четырех фасадах окон, ориентированных на четыре стороны участка, со свободной планировкой помещений квартир — по одной на каждом из этажей. Со стороны Банковой улицы в нем три этажа с подвалом, с противоположной, дворовой, выходящей на площадь возле театра Соловцова (ныне — Национальный академический драматический театр имени И. Франко), — дом шестиэтажный, асимметричный, сложной в плане конфигурации. При возведении здания были применены буронабивные бетонные сваи (всего их использовали 50), вбитые в землю более чем на пять метров и обеспечивающие надежность фундамента. Изобрел конструкцию свай и разработал эту инженерную часть проекта близкий друг и коллега зодчего, выдающийся горный инженер того времени Антон Страус.
Строительство проводилось в кредит, через общий кризис начала XX в. Но сроки его возведения были действительно впечатляющие. И завершилось оно в 1903 г. — к 40-летнему юбилею автора. Ровно через два года в указанные условиями пари день и час Городецкий не без восторга показывал изумленным коллегам свой дом. На фуршете он, поднимая бокал, сказал: «Дом, может, и немного странный, но зато не найдется в Киеве человека, который прошел бы мимо и не остановил на нем свой взгляд»
Поэтому день рождения В. Городецкий праздновал в собственном доме, в квартире № 3 из десяти комнат, не считая комнаты для служанки и хозяйственных помещений. Все помещения, кроме апартаментов владельца в бельэтаже и мастерской над ними, предназначались для сдачи в аренду.
Чтобы представить себе уровень жителей, достаточно сказать, что здесь, например, снимал квартиру Всеволод Голубович — премьер-министр Украинской Народной Республики (первого в ХХ в. независимого украинского государства).
Здание стало популярным прежде всего благодаря оформлению фасадов и интерьеров своеобразными скульптурами, которые создал друг и неизменный компаньон В. Городецкого, скульптор с Милана Элио Сала (1864-1920) из высококачественного цемента по чертежам и шаблонам, выполненным самым Городецким.
В доме на Банковой В. Городецкий сумел оживить тяжелый материал — бетон изображениями растительности, динамикой жизни мифических животных и людей, которые, кажется, вообще не знают такого понятия, как смерть. Огромное количество скульптур, вызванных из ирреального мира фантазией архитектора, дали дому его современное название — Дом с химерами. Крупнейшим в нем является скульптурное оформление из существ животного наземного и подводного мира: изображения морских мифических чудовищ, слонов, носорогов, антилоп, ящериц, морских дев верхом на рыбах.
Не последнюю роль в звании достопримечательности в центре Киева сыграли легенды, которые изначально окутывали дом. Существует легенда, что архитектор создал страшных морских чудовищ вроде в честь скорби по дочери, которая утонула в Средиземном море или из-за несчастной любви, или по каким-то другим причинам. А воображение отца с горя создало этих монстров, которые будто расползаются с крыши и стен здания, одновременно символизируя подводное царство. Не случайно у1930-е гг. киевляне называли этот дом не иначе как «Морское дно». Однако уже давно биографы Городецкого установили, что его любимая дочь Хелена при строительстве родительского дома была жива и здорова. Она вообще пережила отца на несколько десятилетий, переехав со своей семьей сначала в Польшу, а затем, по окончании войны, в Швейцарию. Хотя определенная доля правды в этой легенде есть, так как за несколько лет до появления дома, утонула дочь профессора Меринга, хозяина местности, часть которой приобрел Городецкий.
Говорят также, что дом посвящен памяти не дочки, а любимой женщины, погибшей на охоте. Отсюда, мол, и головы зверей на фасаде.
Многие считают, что бетонные скульптуры выполнены исключительно в целях рекламы художественных возможностей цемента, производимого киевская фабрика Рихтера. Цемент в то время еще не пользовался популярностью, и фабрикант предложил В. Городецкому его бесплатно в рекламных целях. Кроме того, Городецкий был совладельцем и членом совета директоров киевского завода «Фор», где выпускали этот новый, перспективный на то время материал.
Поговаривают даже, что автором проекта дома был не Городецкий, а другой архитектор — Николай Добачевский, хотя под проектом стоит подпись Городецкого. Или, что этот дом архитектор строил не для себя, а для любовницы. Однако, как там было на самом деле, неизвестно.
Создав для себя уютную обитель, В. Городецкий не предполагал, что жить в своем доме ему придется сравнительно недолго. Осенью 1911 г. он поехал охотиться в Африку. Слишком большие затраты на сафари поставили Городецкого в затруднительное материальное положение. Летом 1912 г. он вынужден был заложить Дом с химерами, как он думал, на некоторое время, но как оказалось, — навсегда. Выкупить его так и не удалось. Доходы от здания до революции 1917 г. получали другие, гордясь престижности сооружения, восхищаясь комфортностью помещений. После революции и до Великой Отечественной войны дом был коммуналкой. Позже советская власть разместила в Доме с химерами Ветеринарное управления КВО. В 1948 г. в здании открыли ведомственную поликлинику ЦК КПУ.
Говорят, что Владислав Городецкий наложил на свой Дом проклятие. Мол, все жильцы странного особняка будут несчастливы. И действительно, все фирмы, которые арендовали здесь помещения, банкротились, все фонды таинственным образом разворовывались, а организации распускались. «Лишь потомки древа Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами», – сквозь века звучит заклятие архитектора. Как бы там ни было в 2003 г. Кабинетом Министров Украины был утвержден проект реконструкции здания. После реставрации Дом с химерами стал Малой резиденцией приемов Президента Украины.
по материалам alta-tarvel.com.ua