Изучаем иностранный язык. Когда лучше начинать?

 

Изучаем иностранный язык. Когда лучше начинать?

Изучаем иностранный язык. Когда лучше начинать?

Многих родителей волнует именно этот вопрос: «Когда?» В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего обучения (раннее — имеется в виду обучение в дошкольном возрасте). Существует мнение, что иностранный язык в дошкольном возрасте «сбивает с толку», отрицательно сказывается на его психическом развитии. «Какой английский? Пусть сначала русский выучит!» — нередко приходится слышать от родителей дошкольников. А ведь когда-то знание 2-3 языков было нормой. И люди овладевали языками именно в раннем детстве. Что касается психического развития детей, то изучение иностранного языка не только не мешает, но и наоборот способствует развитию ребенка. Есть тому и научные доказательства, подтвержденные экспериментами.

Я считаю, что начинать обучение ребенка нужно именно в дошкольном возрасте. Так как именно в этот период ребёнок находится в процессе овладения родной речью. Давно известно, что ребенок овладевает речью не механически, а проводит сложные «мыслительные операции» – анализирует, выводит правила, классифицирует и обобщает. Всё это бессознательно, конечно. И доказательством того служат так забавляющие нас «ошибки» и неправильности детской речи. Например, ребенок услышал слово «ночевать» и тут же заявил «я ночеваю», услышать такую форму от взрослых он не мог, мы ведь так не говорим. Он сам придумал это слово, а точнее образовал по аналогии («открывать» — «открываю» и т. д.), проведя в голове сложный цикл операций анализа, обощения и синтеза. Механизмы овладения языком включаются с момента рождения ребенка и попадания его в языковую среду и действуют до полного овладения речью, которое заканчивается к 7-8 годам. Если в этот период ребёнок имеет контакт еще с одним языком — иностранным, то овладение им происходит аналогично овладению родным языком, то есть легко и естественно. Опыт показывает, что младшие дошкольники быстрее и легче овладевают фонетикой иностранного языка, чем старшие (5-6 летние). Также малышам быстрее удается «принять» иностранный язык как средство общения, тогда как детям постарше необходимо больше времени.

Идеальный способ обучения ребенка иностранному языку с рождения — говорить с ним на этом языке. Понятно, что этот способ доступен не всем, ведь он предполагает совершенное знание языка, и тут также существуют особые моменты, на которые следует обратить внимание. Подробнее об этом в одном из следующих выпусков. (Рекомендации для родителей, владеющих иностранным языком и желающих обучить своего ребенка).

А если вы не владеете языком в полной мере, или вообще не знаете языка? У вас есть два способа обучить ребенка иностранному языку: начать изучать язык вместе с ним или обратиться к специалисту. Если вы выбираете специалиста, постарайтесь «попасть» к человеку, чья специальность связана с дошкольниками. Школьные учителя не всегда подходят. Преподавание иностранному языку в школе, даже в младших классах, существенно отличается от такового для дошкольников. К первому классу у детей уже начинает формироваться логическое мышление и методика преподавания иностранного языка в школе опирается именно на логическое мышление. А в дошкольном же возрасте мышление ребенка совсем другое — наглядно-образное, а у младших — конкретно-действенное. И подход тут должен быть в корне иным. В последующих выпусках мы остановимся подробнее на этих моментах. Жду ваших откликов, вопросов, критических замечаний. Также приглашаю к дискуссии специалистов, работающих с дошкольниками; ученых, исследующих эту проблему; родителей, готовых поделиться опытом.

Оксана Сорока,
методист центра дошкольного образования «Развитие»,
преподаватель кафедры немецкого языка ХГУ.
детского портала «Солнышко».

Комментарии запрещены.